ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА

 


  Издавна на Руси, вознося молитвы о русском воинстве, сражающемся «за веру, царя и Отечество», Святая Православная Церковь именовала его воинством христолюбивым.
Возлюби Господа и возлюби ближнего – эти заповеди Иисуса Христа исполнялись православным воинством Святой Руси. Оттого славился русский солдат своей любовью к родине, высоким воинским духом, умением побеждать, готовностью положить жизнь за други своя. Все эти качества, ярко проявившиеся во всех Отечественных войнах и продолжающие в нашей армии определять образ истинного воина, имеют исторические корни, воспитаны многовековыми православными традициями.
  История русского христолюбивого воинства восходит ко времени Крещения Руси. Святой равноапостольный великий князь Владимир крестился в греческом городе Корсуне (раскопки его ведутся в районе нынешнего Севастополя) в 988 году. Вместе с ним крестилась его дружина. Таким образом, войско великого князя стало христианским еще до того, как состоялось великое Крещение народа русского в водах Днепра. С тех пор начали складываться на Руси священные воинские традиции. Перед каждым по ходом русская рать стекалась в храм, где воины исповедовались и причащались Святых Христовых Тайн. Перед сражениями служились молебны, и в бой русские войска шли под хоругвью с изображением лика Спасителя.
  Древняя Русь славилась благочестием своих князей. Многие из них были канонизированы как святые.
Святой благоверный князь Андрей Боголюбский ( 1174) брал с собой в поход чудотворную икону Божией Матери, впоследствии на званную Владимирской и ныне особенно почитаемую в народе нашем.
  Святой благоверный князь Довмонт, во Святом Крещении Тимофей, Псковский ( 1299), слывший непобедимым воином, отправляясь в поход, испрашивал благословение у своего духовника. Одержав победу, князь возводил храм в честь святого, в день памяти которого было сражение.
  Святой благоверный князь Димитрий Донской ( 1389) накануне Куликовской битвы, на которую бла гословил его преподобный Сергий Радонежский, торжественно перенес из Владимира в новую столицу своего великого княжества Москву чудотворную икону святого воина Димитрия Солунского. В память русских ратников, павших на Куликовом поле, Святая Церковь установила совершать их поминовение в Димитриевскую родительскую субботу.
   Основой побед тех, кто держал в руках меч вещественный, было Слово Божие – «меч духовный», как его называет Апостол Павел (Еф. 6: 17), ибо вера давала воинам силы, превосходящие силу обычного оружия. Когда император Константин Великий боролся со своими противниками, властителями тогда еще языческой Римской империи, и обратился с молитвой к Господу, чтобы Он даровал знамение, которое воодушевило бы его войско, на небе появилось сияющее изображение Креста с надписью: «Сим победиши!» И император Константин, став впоследствии единодержавным правителем Римской
империи, распространил в ней христианство.
   До этого, первые три века церковной истории, христиане преследовались языческим римским
государством. Ни одно из сословий римского общества не дало такого количества мучеников, прославившихся своим мужеством и преданностью вере, как сословие воинское. И это, наверное, не случайно: привычные к неколебимому стоянию в ратном строю пред лицом врага, солдаты-христиане проявляли такую же неустрашимость и при исповедании своей веры. Воины-мученики изображаются на иконах в доспехах, с оружием в руках – так, в образе воинов, они и являлись как Небесные покровители на помощь христианам.