Обрезание Господне

14 января (1 января по с.ст.)

 

«По прошествии восьми дней,
когда надлежало обрезать Младенца,
дали Ему имя Иисус,
нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве»
Евангелие от Луки, 2:21

 

 

 

В этот же день, день памяти учителя Церкви  

святителя Василия Великого

История
Смысл праздника
Обрезание в православии
Обрезание Господня: приметы и что нельзя делать
Видео: «Монолог»: Обрезание Господне

 

Величание:

Величаем Тя,  Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея  законное обрезание.

Стихира празднику Обрезания Господня
Сходяй Спас к роду человеческому, прият пеленами повитие, не возгнушася плотскаго обрезания, осмодневен по Матери, безначальный по Отцу. Тому вернии возопиим: Ты еси Бог наш, помилуй нас.

Тропарь, глас 1
На престоле огнезрачнем в вышних седяй со Отцем безначальным и Божественным Твоим Духом, благоволил еси родитися на земли от Отроковицы, неискусомужныя Твоя Матере, Иисусе; сего ради и обрезан был еси яко человек осмодневный. Слава всеблагому Твоему совету, слава смотрению Твоему, слава снизхождению Твоему, едине Человеколюбче.
Кондак, глас 3
Всех Господь обрезание терпит, и человеческая прегрешения яко Благ обрезует, дает спасение днесь миру; радуется же в вышних и Создателев иерарх и светоносный Божественный таинник Христов Василий.

 

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ

Когда Господь родился, Святая Дева с Иосифом Обручником, хранителем этой величайшей тайны, в восьмой день принесли в храм Богомладенца, чтобы исполнить человеческий закон – посвятить младенца Господу.
В храме же были те люди, которые действительно любили Бога: старец Симеон, который по наитию Святого Духа пришел в храм, один из нарушителей великой тайны. Почему нарушитель? Потому что усомнился в истинности Священного Писания: когда среди других толковников переводил Ветхий Завет на греческий язык и прочитал: "Се, Дева во чрево приимет, и родит Сына" (Ис.7:14), его эти слова очень смутили. И он дерзнул, хотел написать – жена. Но в то время Ангел взял его за руку и сказал: "Симеон, до тех пор ты не умрешь, пока не увидишь эту Деву с Младенцем на руках".
И вот Симеон пришел в этот день в храм, ожидая встречи с Небом, ожидая своей встречи с Богом, ожидая этого мгновения и минуты, когда Господь остановит эту дряхлую старость, страдания, усталость от жизни и переселит в загробную жизнь. А больше всего жгло душу: когда придет спасение Израилю, когда Небо откроет свои врата и вражда между Отцом и детьми прекратится и настанет время любви и милосердия?
И вот старец спешит, торопится в храм и что-то ему шепчет в сердце: "Иди, ибо настало время, которое ты ждешь".
Когда старец увидел это прекрасное Дитя на руках у юной Отроковицы, он принял Его на руки свои и произнес знаменательные слова: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языком, и славу людей твоих Израиля" (Лк.2:29 – 32).
В этих словах весь смысл человеческой жизни: "Ныне, Владыко, я увидел на руках Той, Которую хотел назвать женой, свет, но Она совсем юная", - говорит бытописатель. Она прекрасна видом, ибо Господь избирает все только прекрасное душой, а душа украшает и всего человека. "По глаголу Твоему с миром отпускаешь ты меня. Вот, исполнились и слова Ангела, которые Ты сказал. Я увидел, я умиротворился. Я знаю, что теперь нисхожу в преисподняя земли, где плач и страдания, но я верю и надеюсь, что скоро придет Свет и для язычников, и они вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом придут и будут поклоняться Тебе, и слава Израиля все больше будет прославлена, ибо увидят со всех концов земли, что Ты прославил Иерусалим, Ты воздал по словам и по жизни Аврааму, Исааку и Иакову, и всем наследникам этого обетования – тем, кто принимает Твой завет".
Триста шестьдесят лет, говорит бытописатель, прожил Симеон Богоприимец. "И когда мы читаем стихиры, где старец говорит: "Ныне держу на руках своих", а Христос, как бы обращается к нему, говоря: "Старче, не ты Меня держишь на руках, а Я тебя держу, чтобы ты увидел и возвестил сущим во аде, что время уже пришло, приблизилось, чтобы не отчаивались и там, и знали, что спасение их уже вот-вот придет", - пояснил митрополит Павел.

 

Обрезание Господне: смысл праздника

 

Почему Иисус Христос, Спаситель мира, зачатый и рожденный без греха, имея чистую и святую плоть, в которой не было места никаким мирским похотям и страстям, подчинился обряду обрезания, который указывал на отсечение грешных похотей плоти и на распинание и умерщвление страстей?
Иисус Христос подчинялся не только обрезанию, но и прочим предписаниям и постановлениям иудейского закона. Во-первых, чтобы через это даровать нам усыновление Господу, во-вторых, приняв обрезание, Христос был причислен к грешному роду человеческому, воспринял на Себя все грехи людей, чтобы избавить их от греха, проклятия и смерти.
"Как видим, Единородный Сын Божий, Иисус Христос, равный Богу Отцу в величии, силе и славе, благоволил вступить через обрезание в число избранного народа Божия. Если бы воплощенный Сын Божий не подчинился обряду обрезания, то Он не мог бы быть в обществе избранного народа еврейского, не мог бы входить ни в храм, ни в синагогу, не мог бы иметь нравственного влияния на народ и, наконец, не мог быть признан Мессией никем из народа иудейского. Так Сын Божий, будучи равен Богу Отцу, в Своей человеческой природе служил Ему как раб", - пояснил настоятель Лавры.
И добавил: "Его человеческая воля совершенно подчинялась всесвятой Божественной воле. Он явился на землю не в величии и славе, обладающий всеми совершенствами как Сын Божий, но родился беспомощным младенцем, сокрыв в Себе до времени все сокровища премудрости и всеведения, которые Он принес с Собою. Затем он был отроком, юношей и, наконец, зрелым мужем. Пройдя Сам все возрасты человеческой жизни, Иисус Христос освятил их собственным примером, оставив нам высочайший образец для подражания. Он, Спаситель, знает и слабости, присущие каждому возрасту, поэтому может сострадать каждому из нас в наших немощах. Сам Господь принял человеческую природу, чтобы спасти все человечество, всех людей, живших во все времена, от греха, проклятия и смерти, освободить их от власти диавола и сделать наследниками вечного Царства Небесного".
Поэтому этот праздник велик и радостен. "Он – свидетельство Господа о том, что всякий возраст Спаситель приемлет в благоволении к каждому из нас грешных, только бы мы ходили в завете и в заповедях Его. И чем раньше мы придем к Господу на служение, тем счастливее мы, потому что избежим многих грехов, многих страданий и будем ходить во Свете. И в праздник Обрезания Господнего мы вновь и вновь взираем на старца Симеона и вспоминаем слова: не мы сохраняем Церковь, не мы храним все эти тайны, а Господь держит нас, Господь совершает все для нас, ибо Бог не нуждается в наших приношениях, а мы нуждаемся в общении с Богом. И только в храме, Доме Отца Небесного, мы черпаем живую воду, от которой "не будем жаждать вовек" пить, но всегда будем жаждать пребывать в этой истинности любви и учения Господа", - подчеркнул в завершение митрополит Павел.

 

Обрезание в православии

Обрезание – религиозный обряд у иудеев и мусульман. Православным разрешается проводить обряд обрезания только, если имеются чисто медицинские показания к операции. В этом случае никакого греха не будет, так как это не имеет отношения к религии.
При этом в праздник Обрезвания Господня православным христианам особенно важно вспоминать о том, что Пресвятая Богородица и Иосиф были истинными иудеями, почитавшими Тору. Потому что Тора предписывает иудеям совершать обрезание в знак обозначения себя как богоизбранного народа. Первые апостолы и христиане, происходившие из иудеев, также были обрезаны.
Православные христиане благочестиво признают за иудеями это право, поэтому они и празднуют этот христианский праздник Обрезания Господня.
В Новом Завете обряд обрезания заменили обрядом Крещения – бескровным обрезанием и приобщением к лику церкви.

 

Обрезание Господня: приметы и что нельзя делать

Обрезание крайней плоти символизировало исполнение завета, данного Богу. После обрезания младенец считался уже полноправным человеком.

До перехода Руси на новый календарь праздник Обрезания Господня совпадал с Новым годом, а потому активно не праздновался. В этот день церковь также почитает Василия Великого . На Васильев день существовали свои приметы:

  • если на Василия ветер, будет урожай орехов в лесах;
  • если сильный мороз и снег, то урожай зерновых обеспечен;
  • если же на Василия тепло и снега нет, на большой урожай рассчитывать не стоит.

В этот день, 14 января, крестьяне ходили из хаты в хату, поздравляли с наступлением нового года, за это хозяева одаривали их пирогами и другими вкусностями.
14 января отмечали Щедрый вечер и пели щедривки. Щедрый вечер разделял святки на святые вечера (до 14 января) и страшные вечера (с 15 до 19 января). В страшные вечера девушки обычно стараются узнать свое будущее с помощью святочных гаданий.