Таинство Причащения и подготовка к нему
Причащение (греч. евхаристия – благодарение) – самое главное таинство христианской Церкви, в котором верующий, под видом хлеба и вина, принимает (вкушает) самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется с Богом и делается причастником вечной жизни.
Слово «причащение» («причастие») происходит от слова «часть» и означает участие, причастность, соединение, приобщение, принадлежность к чему-либо.
Это таинство установил Иисус Христос накануне Своих Крестных страданий. Спаситель уже знал, что Ему предстоят арест, мучительная казнь и смерть, и устроил для Своих учеников прощальный ужин, тайную вечерю в Иерусалиме. Во время трапезы Он взял хлеб, разломил его, раздал ученикам и сказал: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое», а потом дал чашу с вином и сказал: «сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 26-28). При этом заповедал: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19).
И с тех пор это таинство постоянно совершается на главном христианском богослужении – литургии (в переводе с греческого – «общее дело»). Мы берем обычные земные продукты, плоды нашего труда – хлеб и вино – и приносим их Богу в бескровную жертву. Во время литургии, по молитвам всей общины верующих, совершается величайшее чудо: Дух Святой сходит на эти дары, и хлеб становится Телом Христовым, а вино – Кровью Христовой.
Со времен грехопадения, отступления от Бога наших прародителей Адама и Евы, человеческий род заражен грехом, и эта болезнь передается из поколения в поколение. Нет такого человека, который бы не был болен этой греховной порчей. Исцеление человечества Бог осуществляет в Самом Себе. Две тысячи лет тому назад Бог Сын воплотился на земле, стал Человеком, принял наше человеческое естество. Поэтому Иисус Христос является одновременно и Богом, и Человеком. Своим Божеством, Своей безгрешностью Христос исцелил человеческое естество в Себе Самом, и сделал его обновленным, очищенным, преображенным, насыщенным Божественностью. Как этот дар преображения передать людям, всем остальным? Для этого Спаситель и установил таинство Причащения. Таким образом падшее человечество получает возможность вновь соединиться со своим Творцом.
В качестве примера можно вспомнить подвиг врача, который заражает себя какой-либо страшной болезнью, чтобы найти средство ее обезвредить. Конечно, это опасный эксперимент. Но если врач побеждал болезнь, то его кровь становилась для человечества настоящим сокровищем. В крови такого человека образовывались антитела, противостоящие болезни, и он становился донором тысяч больных людей. Нечто подобное совершил для нас и Христос.
Причащение необходимо человеку для спасения, в соответствии со словами Спасителя: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 53-56).
Подготовка к Причащению
В этом таинстве мы встречаемся с Самим Богом так близко, как никто не мог бы и представить себе. Приближаясь к Богу, мы приближаемся к огню, который может согреть, но может и обжечь или даже спалить дотла, из-за нашей неготовности принять его. Встреча с Богом предполагает Божий суд над человеком. Как говорит апостол Павел, «кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11: 27-29).
Желающему причаститься необходимо быть каноническим членом Церкви Христовой, то есть он должен быть крещенным во имя Отца и Сына и Святого Духа и миропомазанным в Православной Церкви. Если вы не уверены, что вас правильно крестили (например, если вас крестили какие-нибудь бабушки) или вы приняли Крещение в других христианских конфессиях (не в Православной Церкви), обратитесь к священнику для решения этого вопроса.
Подготовка к Причащению состоит из внутренней (сущностной, основной) и дисциплинарной (вспомогательной) подготовки.
I. Внутренняя подготовка к Причащению (правильный настрой ума и сердца)
1.1. Правильная вера
Евхаристия, по словам св. Иринея Лионского, является выражением христианской веры: «Наше учение согласно с Евхаристией, и Евхаристия в свою очередь подтверждает учение». Поэтому желающий причаститься должен твердо верить в Живого Бога-Троицу – Отца, Сына и Святого Духа, а также верить в то, что Иисус Христос – истинный Бог (Бог Сын, второе Лицо Святой Троицы) и истинный человек одновременно, единственный Спаситель всего человечества. Необходимо знать и понимать основные догматы христианского вероучения, которые отражены в православном Символе веры (есть в каждом православном молитвослове).
1.2. Понимание смысла таинства
Евхаристия – не просто символическое действие, совершаемое в воспоминание Тайной вечери, но сама Тайная вечеря, возобновляемая Христом и непрерывно продолжающаяся на каждой Литургии. Св. Иоанн Златоуст говорит об этом так: «Веруйте, что эта вечеря [т.е. отслуженная тогда св. Иоанном евхаристия] – все та же, на которой председательствовал Иисус. Нет никакого различия между этой Евхаристией и той». «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…» («Вечери Твоей тайной сегодня, Сын Божий, причастника меня прими…»), – такими словами начинается одна из молитв, читаемых перед Причащением.
В Причастии верующему под видом хлеба и вина подаются истинные Тело и Кровь Христа. При этом христианин принимает то же самое Тело, которое родилось от Девы Марии, пострадало на кресте, умерло, воскресло и вознеслось к Отцу, и ту же самую Кровь, которая была пролита ради спасения мира.
Святое таинство Причащения – чудо мудрости Божией. Господь знает, что человек не может вкушать человеческую плоть и не может пить человеческой крови: от них отвращается его природа. Щадя это свойство нашей природы, Христос преподает нам Свои Тело и Кровь под видом хлеба и вина.
1.3. Искреннее желание
У человека должна быть духовная жажда причастия Тела и Крови Христовых, искреннее желание встречи и единства со Христом Спасителем. Верующий не может и не должен причащаться «формально», потому что «его так благословили», «попросили». Необходимо личное живое чувство невозможности жизни без Христа.
1.4. Примирение с ближними
В состоянии вражды, ненависти, обиды, злобы нельзя приступать к Причащению (это относится и ко всем другим церковным таинствам). Мы причащаемся любви Божией, и невозможно соприкасаться с ней сердцем, в котором есть злоба. Конечно, в жизни бывают самые разные ситуации, над которыми мы порой не властны, но, как говорит апостол, «если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18); то есть мы, со своей стороны, должны приложить все усилия, насколько это возможно, для примирения со всеми.
1.5. Осознание своей греховности и недостоинства
Как бы человек ни готовился к Причащению, сколько бы ни прочитал молитв и т.д., он все равно в сущности своей остается недостойным такой тесной встречи с Богом. Нет на земле человека, который мог бы по своим качествам соответствовать святости и божественности евхаристических Даров. Святые Тело и Кровь Христа – это Дары Божественные, и потому они настолько превосходят все человеческие достоинства и усилия, насколько Бог превосходит человека. Да и не может человек себя сделать соответствующим Богу. И поэтому нужно иметь всегда четкое понимание того, что Причастие есть, прежде всего, великий дар Божий, незаслуженный с нашей стороны. Христос даровал нам, грешным и недостойным, вкушать Свои Тело и Кровь по Своему величайшему милосердию. В евхаристии выражается Его неизреченная любовь к людям, которых Он сотворил и о которых не забыл, после того как они добровольно отступили от Него. По этой любви Он Сам Себя принес в Жертву за все наши грехи и Сам Себя предлагает нам в пищу. И не просто предлагает, но и желает и заповедует, чтобы мы вкушали Его Тело и пили Его Кровь для нашего же собственного блага и вечного счастья – для истинной жизни нашей души, для нашего исцеления от греховной порчи и воссоединения с Богом. Поэтому Причастие нам необходимо, но, тем не менее, мы, желая причаститься, должны смиренно сознавать свое недостоинство и внутренне готовиться к принятию в себя Христа. Наша подготовка – это возможность достойным образом (насколько это под силу человеческой природе) принять этот Дар.
1.6. Покаяние, стремление к исправлению своей жизни
Главная же часть подготовки к Евхаристии состоит в том, чтобы жить по-христиански. Если мы причащаемся, но при этом не прилагаем усилий по исправлению себя, остаемся такими же, какими были раньше, если мы причащаемся, но реальных перемен в нашей жизни нет, то Причастие остается для нас тщетным. Более того, в таком случае оно может обратиться нам в осуждение. По словам апостола Павла, «кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11: 27-30).
Поэтому перед Причащением необходимо приложить усилия, чтобы очистить сердце от скверны грехов и страстей. Такой процесс называется покаянием, и он должен продолжаться в течение всей жизни. Важным является то, что необходимо еще до Причащения начать покаяние, это изменение жизни.
Покаяние состоит в следующем:
1. увидеть свои грехи, осознать их;
2. сожалеть о содеянном, раскаяться;
3. отвратиться от грехов, прекратить совершать их, не возвращаться снова к ним (в первую очередь, особое внимание обратить на смертные грехи, с которыми необходимо решительным образом расстаться);
4. понуждать себя к исправлению, что предполагает борьбу со своими страстями, греховными навыками и совершение противоположным им евангельских заповедей и добродетелей, с упованием при этом на помощь Божию.
Святые отцы предупреждают нас о бесполезности и даже опасности причащения при отсутствии покаяния. Так, свт. Иоанн Златоуст пишет: «Ни крещение, ни отпущение грехов, ни ведение, ни приобщение тайн, ни священная трапеза, ни сподобление тела, ни приобщение крови, и ничто другое не может принести нам никакой пользы, если мы не станем вести жизнь честную, строгую и чуждую всякого греха». Как утверждает свт. Феофан Затворник, «вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду <…> и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, – имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)». По словам свт. Игнатия (Брянчанинова), христианину надлежит рассматривать себя, прежде чем он приступит к таинству Причастия, «и если он погряз в скверне греховной, да устранится страшного Причащения, чтоб не навершить и чтоб не запечатлеть грехов своих самым тяжким грехом – наруганием над Святыми Тайнами Христовыми, наруганием над Христом».
Когда мы не подходим со всей серьезностью к принятию Тела и Крови Христа, если в нас нет стремления жить по заповедям Евангелия, то после Причащения нам нисколько не станет лучше, а напротив, может сделаться еще хуже. Так, Евангелие повествует нам о человеке, который причастился в осуждение. Это Иуда, вместе с остальными учениками Христа присутствовавший на Тайной вечери. Он был свидетелем жизни Иисуса, слушателем Его учения, очевидцем совершенных Им чудес. Более того, он проповедовал о Христе вместе с другими апостолами, которых Христос посылал на проповедь. И, тем не менее, он причастился в осуждение. И произошло это потому, что он принял Хлеб из рук Господа в состоянии раздвоенности, когда, помимо Бога, для него появилась другая ценность, – деньги, – которую он, в конце концов, и предпочел Божественной Правде, с которой он встретился в лице Иисуса Христа. Так сердце Иуды было омрачено страстью сребролюбия. Евангелие говорит о страшном последствии его недостойного причащения: «и после сего куска вошел в него сатана» (Ин. 13:27). Почему это происходит? Благодать Божия отступает от дерзкого причастника, подходящего к Святым Дарам без должного покаяния, он лишается Божьего покрова и защиты, а диавол, видя такового беззащитным, впавшим в бесчувствие и развращение, смело нападает на него со всей силой. Именно так он поступил с Иудой, который был порабощен сребролюбием и готовился предать Спасителя, но дерзнул причаститься. Как Иуда после недостойного причащения стал орудием сатаны и совершил страшный грех, так и христианин, приступающий к таинству без веры и покаяния, может стать орудием злых духов и совершать тяжелые преступления.
II. Д исциплинарная (вспомогательная) подготовка к Причащению
2.1. Пост
Средством к более сосредоточенной духовной жизни в дни подготовки к таинству является пост (в церковной практике такой пост называется говением). При этом он включает в себя телесную и душевную стороны. Телесный пост предполагает воздержание от пищи животного происхождения (мясной, молочной, яиц). Душевный пост состоит в том, чтобы не рассеиваться умом по житейским мелочам, воздерживаться от мирских развлечений и удовольствий, беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения, скверных мыслей, неполезных разговоров.
Продолжительность и мера поста перед Причащением могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина, а также объективных условий его жизни. В частности, при острых или хронических заболеваниях, требующих особого режима питания, а для женщин — при беременности и кормлении – пост может быть сокращен, облегчен или отменен. Это же касается и христиан, на временной или постоянной основе пребывающих в условиях светского общежития, предполагающего общее питание (войсковые подразделения, больницы, интернаты, спецшколы, места заключения).
В наши дни в Русской Православной Церкви сложилась практика, согласно которой человек, причащающийся несколько раз в году, постится три дня перед причащением. Приемлемой является также практика, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий общецерковные многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер накануне причащения. Решение по этому вопросу должно приниматься с благословения священника.
Накануне Причастия с 12 часов ночи начинается евхаристический пост – полное воздержание от пищи и питья до момента причащения. С древности принято приступать к Святой Чаше натощак. Об этом говорят и каноны Церкви: «Святое таинство олтаря да совершается людьми не ядшими» (41-е [50-е] правило Карфагенского Собора; подтверждено 29-м правилом Трулльского Собора). При этом требование евхаристического поста не применяется к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми острыми или хроническими заболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или пищи (как, например, при сахарном диабете), и к умирающим. В случае причащения за Божественной литургией, совершаемой ночью (на Пасху, Рождество и т.д.), продолжительность евхаристического поста составляет не менее 6 часов перед причащением.
Часто возникает вопрос: если кто-нибудь утром в день причащения, умываясь, чистя зубы или принимая душ, случайно проглотил немного воды, может ли он причаститься? Святитель Тимофей Александрийский отвечает так: «Он должен причаститься. Ибо иначе сатана, обретя случай удалить его от Причащения, чаще будет делать то же».
Лицам, состоящим в браке, в период подготовки к причащению необходимо воздерживаться от супружеской близости. 5 правило св. Тимофея Александрийского говорит о воздержании накануне причастия.
Христиан, подверженных вредной привычке табакокурения, Церковь призывает отказаться от нее. Тем, кто не имеет пока для этого сил, надлежит воздерживаться от курения с полуночи, а по возможности — и с вечера в канун причащения.
Церковные каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2 правило св. Дионисия Александрийского, 7 правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием.
2.2. Домашняя молитва и участие в богослужении Исповедь
Домашняя молитва включает в себя, кроме обычных утренних и вечерних молитв, обязательное чтение накануне причастия «Последования ко Святому Причащению». По традиции Русской церкви, обычно читаются также три канона: покаянный канон Господу, молебный канон Пресвятой Богородице и канон Ангелу-хранителю. Можно читать эти каноны в течение нескольких дней перед причастием.
Так как храмовое богослужение позволяет лучше подготовиться к литургии – вершине всех церковных служб, накануне причащения нужно постараться придти в храм и помолиться вместе со всеми на вечернем богослужении.
Однако следует отметить, что сложившиеся требования молитвенной подготовки к причащению – не догматы, а только традиции Церкви, направленные на то, чтобы «расшевелить» душу, вызвать покаянные чувства, духовно настроить человека к приобщению Богу. Св. Иоанн Кронштадтский говорил: «Некоторые поставляют все свое благополучие и исправность пред Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимания на готовность сердца для Бога, на внутреннее исправление свое; например, многие так вычитывают правило к причащению. Между тем здесь прежде всего надо смотреть на исправление и готовность сердца к принятию Святых Таин; если сердце право стало во утробе твоей, по милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв. <…> Бог смотрит не на множество слов, а на расположение сердца. Главное дело – живая вера сердца и теплота раскаяния во грехах».
2.3 Исповедь
Готовящемуся причаститься необходимо совершить испытание своей совести, искреннее раскаяться в содеянных грехах и открыть их перед священником в таинстве Покаяния (исповеди).
Желательно исповедоваться вечером накануне дня причащения. В крайнем случае, можно исповедаться и в самый день причащения, утром.
Причащение младенцев и детей
Церковь крестит и причащает младенцев по вере их родителей. Поэтому крайне желательно, чтобы их причащение совершалось совместно с семьей или хотя бы вместе с одним из родителей. Ситуация, когда регулярно и часто причащают маленьких детей, а родители причащаются несколько раз в год или не причащаются вовсе – ненормальна. Для Церкви очень важно участие в Евхаристии всей семьи.
Первая исповедь перед причащением, согласно 18-му правилу Тимофея Александрийского, совершается по достижении возраста десяти лет, но в традиции Русской Православной Церкви первая исповедь происходит, как правило, в возрасте семи лет.
Для детей до трех лет евхаристический пост не является обязательным. По традиции, с трехлетнего возраста детей в православных семьях постепенно приучают к воздержанию от пищи и питья перед причащением Святых Таин. К семилетнему возрасту ребенок должен твердо привыкнуть причащаться натощак. С этого же времени следует учить ребенка прочитывать молитвы к святому причащению, содержание и объем которых определяются родителями в соответствии с возрастом, духовным и интеллектуальным развитием ребенка.
- Причащение совершается в конце Литургии.
- Во время выноса Святых Даров из алтаря надо сделать по мере возможности земной поклон.
- Затем сложить руки крестообразно на груди – правую руку поверх левой, и с таким сложением рук причащаться; отходить от Чаши нужно не разнимая рук.
- Подходить к Чаше надо с правой стороны храма, а левую оставлять свободной.
- К Чаше подходят по очереди. При этом первыми причащаются служители алтаря, затем монахи, дети, мужчины и женщины. Нужно уступать ближним дорогу и ни в коем случае не толкаться.
- Недопустимо причащаться с накрашенными губами.
- У Чаши креститься запрещено! Поднимая руку для крестного знамения, можно случайно толкнуть священника и разлить Святые Дары.
- Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священника.
- Подойдя к Чаше, громко и отчетливо назвать свое имя, полученное в крещении. Затем широко открыть рот и принять Святые Дары, разжевать (если это необходимо) и немедленно проглотить. Не крестясь, поцеловать нижний край Чаши, символизирующий ребро Христово, из которого истекла кровь и вода после Его распятия.
- После этого сразу отойти к тому месту в храме, где раздают причастникам запивку (как правило, разведенный теплой водой кагор) и кусочки просфоры. Это делается для того, чтобы ни одна мелкая частица Тела Христова не осталась во рту.
- Когда причащается младенец, его нужно положить на правую руку (как при кормлении грудью), лицом вверх и в таком положении причащать.
После Причащения
Придя домой, необходимо, прежде всего, возблагодарить Господа за Его величайшую милость, прочитав благодарственные молитвы по Святом Причащении.
После причастия нужно быть особенно внимательным к своей душе, хранить себя от греха, от пустых разговоров и развлечений. Время после причащения лучше всего посвятить молитве, чтению духовной литературы, творению добрых дел.
В день причащения не совершаются земные поклоны, за исключением поклонов перед плащаницей Спасителя в Великую субботу и коленопреклонных молитв в День Святой Троицы.