ЖИТИЯ СВЯТЫХ, по молитвам которых Господь являл чудесную помощь сражающимся на поле брани

 


Архистратиг Божий Михаил – начальник Небесного ангельского воинства. Ангелы – это бестелесные духовные существа, сотворенные Богом прежде материального мира. Слово «Ангел» по-гречески означает «вестник» и точно передает основное служение Ангелов: возвещать людям волю Господа. По Промыслу Божию Ангелы служат и людям: хранят ве рующих, удерживают их от падений, восставляют падших. Они никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.
    Ангельское воинство разделено на девять чинов, и над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг (военачальник – греч.). Михаил – один из семи Архангелов. Именно он низринул с Неба возгор дившегося денницу с другими пав шими духами. Он принимал участие и во многих ветхозаветных событиях, защищая богоизбранный народ от бедствий.
  С древних времен Архангел Ми хаил прославлен своими чудесами на Руси. Не раз Пресвятая Богородица предстательствовала за города русские, являясь с воинством Небесным под предводительством Архистрати га, и потому не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистрати гу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы – Архангельский собор-усыпальница в Кремле.
   Многочисленны и прекрасны иконы чиноначальника вышних сил и его Собора. Одна из них – икона «Благословенное воинство», где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила. Память Архангела Михаила от мечается дважды: 21 ноября нов. ст. (Собор Архистратига Божия Миха ила и прочих Небесных сил бесплотных) и 19 сентября нов. ст. (воспо минание чуда, совершенного святым Архистратигом Михаилом в Хонех).
   Это чудо случилось в IV веке во Фригии. Задумав уничтожить храм во имя Архистратига Михаила, язычники соединили в одно рус ло две горные реки и направили их течение на церковь. Но по молитве пономаря этого храма явился Архангел Михаил, который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устре миться в нее водам бурлящего по тока. Храм остался невредим, а место, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит «отверстие», «расселина».
  

Великомученик Феодор Стратилат (дни памяти 21 февраля и 21 июня нов. ст.) жил в Малой Азии в конце III – начале IV века. Он был добродетелен, мудр и храбр, поче му и поставлен был стратилатом (греч. – воеводой) в Ираклии, при Черном море. Феодор расположил к себе горожан, так что многие из них приняли христианскую веру. Узнав об этом, император Ликиний потребовал, чтобы стратилат публично принес жертву идолам. Феодор по просил отсрочки и, воспользовавшись ей, разбил идолов, а золото и серебро, из которых они были изва яны, раздал бедным. Ликиний приказал мучить исповедника: после  страшных пыток мученика распяли. Распятый, Феодор взывал к Богу: «Где же Ты, Господи, что же так долго даешь страдать мне, немощному?» На что Господь отвечал ему: «Я здесь, с тобой, Я испытываю тебя в терпении». Утром мучители решили снять с креста тело Феодора, но нашли мученика сидящим на земле и совершенно исцеленным от ран. «Велик Бог христианский!» – воскликнули посланные ко кресту сотники и воины и уверовали во Христа. Тогда святой Феодор сам предал себя в руки палача, и тот отсек ему голову. Эта глава ныне хранится на Афоне, в монастыре Пантократор.
  

 В житии святого содержится молитва, которую, по преданию, составил сам Феодор Стратилат. Святые мученики Евтропий, Клеоник и Василиск были римскими воинами, пострадавшими при императоре Максимилиане в городе Амасии в 308 году (день памяти 16 марта нов. ст.). Евтропий и Клеоник были распяты, Василиск усечен мечом. Предание сохранило нам «Молитву Евтропия воина в ранах и страданиях», свидетельствующую о неколебимой вере мученика и уповании его на Господа.  
  

  Святой мученик Иоанн Воин (день памяти 12 августа нов. ст.) был благочестивым римским военачальником при императоре Юлиане Отступнике (IV век) и за покровительство гонимым христианам претерпел долгое темничное заключение. Святого Иоанна Воина часто именуют мучеником, хотя он впоследствии был освобожден и скончался мирно. На Руси его почитают как особого покровителя христолюбивого воинства и защитника притесняемых.
  

Святой великомученик и победоносец Георгий (дни памяти 6 мая и 9 декабря нов. ст.), вступив на  военную службу при жестоком гонителе христиан – императоре Диоклетиане, благодаря уму и мужеству быстро достиг высокого звания трибуна (начальника отдельной крупной войсковой части), а затем и ближайшего советника императора. Однажды император обратился к нему за советом, как организовать новое гонение на христиан, но святой Георгий открыто исповедал свою веру и обличил Диоклетиана, за что был приговорен к колесованию. Однако посланный Господом Ангел исцелил истерзанное тело мученика. Тогда святого Георгия бросили в глубокий ров и засыпали известью, но он вновь был чудесным образом исцелен. Не повредила святому и испитая им чаша смертельного яда. Толпы народа приходили к святому Георгию, cодержавшемуся под стражей, прося его молитв. Накануне кончины святой мученик удостоился чудесного видения: Господь призывал его в Небесные обители. Когда на следующий день святого Георгия ввели в языческий храм, дабы заставить поклониться идолам, кумиры невидимой силой были опрокинуты и разбились. Императрица Александра бросилась к ногам святого мученика и открыто исповедала, что она тоже христианка. В гневе император приказал обезглавить обоих. Это произошло в 303 году. По своей кончине великомученик Георгий как Небесный покровитель и заступник христиан совершил великое множество чудес, из которых наиболее известно «чудо Георгия о змие»: на своей родине, близ города Бейрута, он уничтожил огромного змия, убивавшего людей. Из древних воинов-мучеников святой Георгий (Егорий) пользовался наибольшим почитанием на Руси. Его изображение вошло в герб Русского государства. В 1769 году императрица Екатерина Великая учредила орден святого Георгия, которым награждались военачальники. В 1807 году император Александр I учредил знак отличия для нижних чинов, который с 1913 года стал именоваться Георгиевским крестом и был в русской армии самой почетной наградой.

 

Святые благоверные князья Борис и Глеб (дни памяти 15 мая, 6 августа и 18 сентября нов. ст.) прославлены в Русской Православной Церкви как страстотерпцы, безвин но убиенные в 1015 году старшим братом Святополком Окаянным. За подозрив Бориса и Глеба в том, что они хотят отнять у него великокняжеский Киевский престол, унаследованный им от отца, святого равноапостольного князя Владимира, Святополк предательски убил своих родных братьев. Князь Борис, предупрежденный заранее о намерении Святополка умертвить его, отклонил предложение верной дружины захватить Киевский престол. Его слова: «Да не будет мне поднять руку на брата моего», – явили другим князьям пример христианского смирения, весьма необычного в эпоху братоубийственных междоусобиц. Известны многие чудеса и исцеления, связанные с именем святых братьев. Не раз выступали они заступниками земли Русской, являясь всегда вместе, в образе молодых вооруженных воинов. Все русские князья считали их своими покровителями.
  

  Святой благоверный князь Александр Невский (дни памяти 12 сентября и 6 декабря нов. ст.)происходил из рода святого равноапостольного князя Владимира. Став Новгородским князем, святой Александр заботился о том, чтобы творить суд правый и чтобы сподвижники его были справедливы и к народу милосердны.
   Благочестие князя-воина было вознаграждено. В ночь накануне Невской битвы одному боголюбивому русскому ратнику в видении была явлена шедшая вверх по реке ладья, в которой стояли уже почитавшиеся на Руси как мученики-страстотерпцы благоверные князья Борис и Глеб. При этом князья говорили между собой: «Пойдем поможем сроднику нашему Александру...» И когда святой князь сражался с немецкими рыцарями, по его молитве Господь помог русским ратникам победить врагов.
   Хан Батый вызвал знаменитого русского князя в Орду. Святой Александр, свято храня  православную веру, отказался поклониться солнцу и огню. Вступив в Батыев шатер, он отдал поклон хану и сказал: «Тебе поклоняюсь, царь, потому что Сам Бог почтил тебя царством; твари же не поклонюсь, потому что она создана для человека». Хан похвалил князя за ум и мужество и с почестями и дарами отпустил его.
   Благодаря дипломатии князя политика Орды стала более мирной по отношению к Русской земле.
   Возвращаясь в очередной раз из Орды, князь-подвижник смертельно занемог и 14 ноября 1263 года, не доехав до Владимира, в городе Городце, в Феодоровском монастыре, преставился ко Господу. Свой многотрудный жизненный путь святой Александр завершил принятием схимы с именем Алексий. Останки святого князя принесли во Владимир; путь длился девять дней, и тело оставалось нетленным.
   23 ноября при погребении его в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы во Владимире было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно». Когда тело святого Александра было положено в раку и хотели разжать ему пальцы, чтобы вложить в ладонь разрешительную молитву, святой князь сам простер руку и взял грамоту. Святой благоверный князь Димитрий Донской (день памяти 1 июня нов. ст.) родился в 1350 году. Одним из его воспитателей был Мит рополит Московский Алексий, заменивший девятилетнему Димитрию отца после его смерти. Неудивительно поэтому, что, став великим князем, Димитрий Иоаннович правил Русской землей под духовным руководством Церкви, без благословения которой он не принимал никаких важных государственных решений. Время жизни святого благоверного князя Димитрия пришлось на период возвышения Москвы и превращения ее в церковный и государственный центр Руси. Объединение русских земель вокруг Москвы со провождалось усилением борьбы с татаро-монгольским игом.
   Чтобы наказать непокорных русичей, хан Мамай по примеру Батыя решил идти на Русь великим походом, собрав 400-тысячное войско. Узнав о приготовлениях врага, князь Димитрий начал собирать силы для отпора и сумел привлечь в свое войско почти всех русских князей. Преподобный Сергий Радонежский не только благословил его идти «против безбожных», уповая на Бога, но и предсказал ему победу и отпустил с ним на битву двух монахов Троицкого монастыря –

Александра Пересвета и Андрея Ослябю. 8 сентября 1380 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, на Куликовом поле произошел ожесточенный бой между русским воинством и татаро-монголами. «Пришло, братья, время брани нашей, – обратился великий князь Димитрий к войску, – Бог нам прибежище и сила» (Пс. 45: 2). Великий князь сражался в первых рядах, принял от врагов многочисленные удары, но Бог хранил его и он остался жив. Так при помощи Божией русские одержали решительную победу.
   Куликовская битва помогла русским осознать свою силу, которую они обретают при сплоченности и единстве, указала и истинного вождя русского народа в лице великого князя Московского. Победа на Куликовом поле стала общей победой Русского государства и Русской Церкви, подготовившей, вдохновившей и поддержавшей русский народ в его борьбе с полчищами татар. После Куликовской победы, давшей Димитрию Иоанновичу имя Донского, великий князь прожил еще восемь лет. 19 мая 1389 года последовала блаженная кончина великого князя.