Рожество честнаго и славнаго пророка и Предотечи, Крестителя Господня, Иоанна
7 июля (24 июня по ст ст)

 

 

 

 

"Величаем тя,
Предтече Спасов Иоанне,
и чтим еже от неплодове преславное рождество твое"

 

 

 

 

 

Тропарь Рождеству Иоанна Предтечи (глас 4-й)

Пророче и Предтече пришествия Христова, достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися славным и честным твоим рождеством, и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.

Кондак Рождеству Иоанна Предтечи (глас 3-й)

 Прежде неплоды днесь Христова Предтечу раждает, и той есть исполнение всякаго пророчества: Егоже бо пророцы проповедаша, на Сего во Иордане руку положив, явися Божия Слова пророк, проповедник, вкупе и Предтеча.

 

РОЖДЕСТВО И ПОЯВЛЕНИЕ ПРОРОКА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Как сказано в Евангелие от Луки, в Хевроне когда-то жили священник Захария со своей супругой Елисаветой. И хотя они оба были «праведны перед Богом… У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных»
Однажды, когда Захарии выпала очередь входить в храм для каждения
«тогда явился ему ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного».
Архангел Гавриил возвестил священнику, что скоро Елисавета родит ему сына, и имя его будет Иоанн и
«он будет велик перед Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израелевых обратит к Господу Богу их»
Захария усомнился в словах архангела, но Гавриил сказал ему:
«ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время».
Выйдя из храма, священник лишился речи, это знамение одновременно было и наказанием за неверие.
Святая Елисавета зачала, но будучи целомудренной, стыдилась потому, что была уже стара и поэтому пять месяцев скрывала свою беременность. На шестой месяц к ней в гости пришла ее двоюродная сестра, Пресвятая Мария, которая к тому времени уже три месяца носила под сердцем Великого Младенца. Как только женщины увидели друг друга, озаренная Святым Духом Елизавета, первая из людей сказала Марии:
«Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего!»
Иоанну Предтече еще в утробе своей матери был явлен от Бога дар пророчествования. Точно так же, как и через много лет Иоанн Креститель будет говорить, что он недостоин крестить Самого Господа Иисуса Христа, он, будучи еще в утробе, устами Елисаветы вопрошал:
«откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?»
Три месяца находилась Святая Мария в доме у Елисаветы, потом возвратилась домой.
«Елисавете же настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном. И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем. И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним. И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира. Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю».
После того, как Иисус Христос родился, царь Ирод хотел убить Его, но не смог найти Новорожденного, тогда он приказал уничтожить всех младенцев в возрасте до двух лет.
Святая Елисавета узнав об этом, испугалась, ведь к тому времени возраст Ионна был чуть больше трех месяцев, она убежала вместе с сыном в пустыню и стала жить в пещере. Ее муж, святой Захария, продолжал служение в Иерусалимском храме. Вскоре он был убит, потому, что отказался сообщить местопребывание своей супруги и сына Иоанна воинам царя Ирода.
Праведная Елисавета жила со своим сыном в пустыне, до последних дней своей жизни. После смерти матери Иоанн остался жить в пустыне, где не было людской злобы, живя там он был чист духом. Кто знает, возможно, живя среди людей, Иоанн Предтеча утратил бы свою чистоту и не смог бы пользоваться доверием, не смог бы без стыда обличать людские грехи и страсти.
В пустыне Иоанн находился до тех пор, пока Бог не благоволил явить его народу израильскому.
Церковь считает Иоанна Крестителя самым почитаемым святым после Божией Матери. Он был очень близок Иисусу Христу не только по духу, но и по плоти (как троюродный брат). Церковь представляет Иоанна Крестителя, как важного молитвенника за всех христиан. Это проявляется в том, что во время ходатайственной молитвы, которая следует за освящением Даров на Литургии, имя Иоанна Крестителя поминается сразу за именем Богородицы.

 

Читайте также:

Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Первое, Второе и Третье обретение главы Иоанна Предтечи