Рождественский пост

 

 

Вся история Рождества - это история Бога,

к оторому не нашлось достойного места

ни в сердцах людей, ни в их жилищах.

И пост, может быть ,

просто наша попытка поступить иначе -

освободить для Него хотя бы маленький уголок.

 

 

Главное о Рождественском посте

Как и зачем был установлен Рождественский пост?

Что можно и нельзя в Рождественский пост?

 

О Рождественском посте

 

Рождество – это праздник радости и света. Даже пост перед этим праздником совсем другой, нежели Великий – он не столько о покаянии, сколько о приготовлении. А светский мир давно уже превратил «адвент» в сезон массовых закупок и гуляний… И в самом деле, что тут скорбного, где тут причина для поста? Разве не всё тут – радость и свет?

Представим себе Деву Марию, юную простую девушку, обрученную с человеком намного старше ее по имени Иосиф. Впереди – свадьба, простая жизнь, полная обычных житейских радостей и огорчений. Да не об этом ли думает любая девушка?

И вот тут, посреди обычной жизни, самых простых ожиданий и житейских расчетов, в ее жизнь врывается чудо. Ангел Гавриил появляется, чтобы возвестить: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами… зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».
Мы знаем, что произойдет потом, она – не знала. Ангел, по сути, возвестил ей беременность, для которой не было никаких оснований. По закону вообще-то полагалось за такое побить камнями – откуда еще могла быть беременность, как не от прелюбодеяния? И уж во всяком случае, ее ждал несмываемый позор на всю жизнь. За что ей такое? Но Мария просто доверилась Богу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Но ведь ей еще не было известно, как отнесется к такому событию ее жених Иосиф.
И в самом деле, он был помолвлен с набожной девушкой – и вдруг беременность! Сначала он просто хотел тихо расторгнуть помолвку, ни о чем не спрашивая и никак не пытаясь Марию наказать. Но, впрочем, рождение ребенка вне брака и так поставило бы ее вне всякого общества, дальнейшая ее судьба была бы ужасна. И потребовалось еще одно явление ангела, на сей раз уже Иосифу, чтобы он принял ее такой, с Младенцем во чреве, и назвал своей женой.
Мы редко рассуждаем о мужестве и выдержке Иосифа, но если задуматься… В глазах всего общества он был мужем Марии и считался отцом Иисуса, и только они сами знали, на какую жертву пришлось пойти Иосифу.
Историю самого Рождества все обычно помнят хорошо: пастухи, которым ангел возвестил о рождении Младенца, и волхвы, которым ту же весть принесла звезда… «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» – так, по словам Луки, пело ангельское воинство. Только мы обычно забываем, что выглядело все далеко не так светло и торжественно, как на наших сегодняшних праздниках.
Когда приблизилось время родов, Мария с Иосифом должны были по причине объявленной переписи населения отправиться из галилейского городка Назарета, где они жили, в другой городок Вифлеем, к югу от Иерусалима. Иосиф происходил из рода царя Давида, а тот родился в Вифлееме, и ему пришлось записываться именно там, и взять с собой Марию, ведь для всех она была его женой. С другой стороны, так исполнялось древнее пророчество – Мессия, великий Царь Израиля, и родиться должен был в царском городе Вифлееме. Не первый и не последний раз в Библии некие события имеют две причины: земную, основанную на чьих-то желаниях, расчетах и правилах, и высшую, которая следует воле Божьей.
Но что ждало их в Вифлееме? Мест в гостиницах не было, ведь по случаю переписи многие стронулись с места. Беременную никто не пригласил в свой дом, и пришлось ночевать в загоне для скота, где и прошли роды. С самого первого вздоха Младенец оказался в мире, где Он не был нужен никому, кроме Своих близких, где до него никому не было дела, ни у кого для Него не было места. В обыденную жизнь городка под названием Вифлеем пришло чудо, которое прославит этот городок на весь мир – но жители его не заметили, у них было слишком много собственных хлопот.
Не случайно их местных почтить Младенца пришли лишь пастухи, простые крестьяне, которые проводили время в поле, вдали от городских стен. Необразованные, грубые, простые – они услышали голос ангела. А книжникам и знатокам закона, которых и в Вифлееме наверняка было некоторое количество, и ангел-то был не нужен, они и так всё знали. Вновь и вновь будет повторяться потом эта ситуация в жизни Иисуса.
И еще были волхвы, пришедшие из далекой восточной страны, не израильтяне, а язычники. Их привели к Младенцу занятия астрологией – они внимательно следили за звездами и не могли пропустить появление какой-то новой, неведомой доселе звезды. Что это было: вспышка сверхновой где-то в глубинах вселенной, или комета, подошедшая близко к земле? Мы не знаем точно, да и не в этом дело. Важно, что даже языческая мудрость, даже явления природы могут привести людей ко Христу, если они внимательны и любопытны. А можно обладать самой правильной на свете верой и пропустить всё самое главное, что и случилось с жителями Вифлеема.
Но и с волхвами получилось всё не так просто. Они, как описывает евангелист Матфей, обратились прежде всего к царю Ироду: кто как не он должен знать о рождении нового Царя! Ирод расспросил своих приближенных, они указали ему на Вифлеем как на место, где по древним пророчествам должен был родиться Мессия – и тогда Ирод отправил своих воинов перебить в Вифлееме всех младенцев, чтобы не осталось для чуда никакой возможности, ни одного шанса. Вот человек вполне правильно оценил всё происходящее, поверил в весть свыше, прислушался к пророчествам – но предпочел действовать ради собственной мнимой безопасности. Всего через несколько лет Ирод умрет, и Младенец, даже если бы пожелал, никак не смог бы сместить Ирода с трона за оставшееся время его жизни.
И вновь было явление ангела, и вновь Мария с Иосифом отправляются в путь, на сей раз уже в Египет, подальше от власти царя Ирода. Именно там, в Египте, пережидала когда-то голод семья Иосифа-Израиля, оттуда выводил евреев пророк Моисей, туда же при нашествиях и военных угрозах бежали многие израильтяне в последующие века – и семья Иисуса повторяет их путь, чтобы спасти Младенца от гибели.
Вся история Рождества – это история Бога, которому не нашлось достойного места ни в сердцах людей, ни в их жилищах. И пост, может быть, просто наша попытка поступить иначе – освободить для Него хотя бы маленький уголок.

 

Как был установлен Рождественский пост?


Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.
Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.
Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что “сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского. – Ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября”.
Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 – по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.

Зачем установлен Рождественский пост?
Рождественский пост
– зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.
Лев Великий пишет: “Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий”.
По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды.
Как Господь ущедрил нас плодами земли, – пишет святитель, – так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным”.
По словам Симеона Фессалоникийского, “пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти”.
Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.
Когда начали праздновать Рождество Христово?
Начало этого праздника относится к временам Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: “Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца” (desembri). Там же сказано: “День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру”.
Во втором столетии на день Рождества Христова, 25 декабря (юлианского календаря), указывает Климент Александрийский.
В третьем веке о празднике Рождества Христова упоминает св. Ипполит.
Во время гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, 20 000 никодимийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова.
С того времени, когда Церковь получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св. Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви четвертого века на праздник Рождества Христова.
Никифор Каллист, писатель семнадцатого века, в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в шестом веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.
В пятом веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в седьмом Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом св. Иоанн Дамаскин.Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события.

 

 Что можно и нельзя в Рождественский пост?


Середина декабря – это и середина  Рождественского поста . Мы постепенно начинаем готовиться к великому празднику Рождества Христова. У людей, которые только начинают свою жизнь в Церкви, как правило, возникает много вопросов о правилах и традициях поста.
Рождественский пост нужен нам для того, чтобы приготовить свою душу к встрече великого праздника – Рождества Христова. В православной церкви два события отмечаются особенным образом: это Воскресение Христово и Рождество Христово.
Рождество Христово люди ждали много веков, чтобы с рождением Господа избавиться от власти дьявола над собой. Радость этого рождения Спасителя в мире мы продолжаем праздновать до сих пор. Поэтому христиане приготавливают себя к этому событию заранее, постом.
До Рождественского поста христиане не постятся более трех месяцев (после Успенского поста). Мы расслабляемся духовно и телесно, а перед Рождеством наступает время внутренне собраться. Когда пост исчезает из нашей жизни, мы даем слабину и в духовном, и в телесном плане.
Рождественский пост нужен, чтобы достойно, по-христиански встретить великой праздник Рождества. Принести Богу благодарность за то, что Он не погнушался нашего человеческого естества и стал, как и мы, совершенным Человеком, принимая на Себя все тяготы нашего земного бытия, болезни плоти и духа.

Как соблюдать Рождественский пост?
 Рождественский пост не такой строгий и сложный, его называют рыбным. Мирская традиция соблюдения поста легче, чем монастырская. Миряне в этот пост могут есть рыбу во все дни, кроме среды и пятницы.
А монахи по церковному уставу едят рыбу только по субботам и воскресеньям; по вторникам и четвергам – только если на эти дни выпадают праздники. Например, День памяти святителя Спиридона Тримифунтского (25 декабря), Празднование иконы Божьей Матери «Знамение» (10 декабря) или престольный праздник. После первого января рыба монахами уже не вкушается.
Как держать Рождественский пост мирянам?
Нужно сказать, что в традиции Русской Православной Церкви мирянам следует подражать монахам в их воздержании. Кто имеет силы, тот может поститься по церковному уставу. Кто такой возможности не имеет, пускай не отчаивается, не унывает, а в этот пост лучше упражняется в смирении, в любви к окружающим, в чтении духовной литературы, в чтении Евангелия.
 Что нельзя делать в Рождественский пост?
 В первую очередь в Рождественский пост нельзя грешить повседневными грехами. Если в пост мы не будем есть скоромного, но будем продолжать оставаться лукавыми, злыми, раздражительными, будем ссориться с ближними, осуждать других, болтать попусту – это будет нарушением поста. Пост – это возможность воздержаться не только от пищи, но и от таких моральных ежедневных грехов, которые мы привыкли не замечать в повседневности.
 Можно ли играть свадьбу (жениться/выходить замуж) в Рождественский пост?
 Православным христианам играть свадьбу в Рождественский пост, конечно, нельзя. Венчание в это время не совершается. Для тех, кто решит заключить брак в ЗАГСе, Рождественский пост также не самый подходящий момент. Важно помнить, что всему свое время: время радости и время воздержания. Если человек считает себя православным христианином, то он должен прислушаться к голосу Церкви.

 

Что можно есть в Рождественский пост?

 В Рождественский пост можно есть рыбу, морепродукты, овощи, фрукты, хлеб. Нельзя есть мясо, птицу, молочные продукты и яйца.
 Можно ли есть рыбу в Рождественский пост?
 В мирской традиции, в снисхождении к нашим немощам, рыбу есть можно во все дни, кроме среды и пятницы. Для мирян это скорее не правило, а послабление. Современный человек тратит по несколько часов в день на дорогу, устает на работе, находится дома в постоянных бытовых заботах, поэтому нам, как жителям мегаполисов, даются такие снисходительные послабления.
 Можно ли пить вино в Рождественский пост?
 Вино разрешается пить Рождественским постом по воскресеньям и большим праздникам, которые выпадают на время поста. Скажем, Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), День святителя Николая Чудотворца (19 декабря), День памяти святителя Спиридона Тримифунтского (25 декабря), престольные праздники.
Как сказал царь Давид в Псалтыри: «…И вино веселит сердце человека, и хлеб его укрепит» (Пс. 103:15). Вино разрешается пить и в праздники, и в дни поста, но в меру.

Можно ли крестить в Рождественский пост?
Крещение может совершаться в любой день Рождественского поста. Не существует никаких препятствий к тому, чтобы крестить ребенка или взрослого во время Рождественского поста. Другое дело, что к таинству нужно готовиться: позвонить в храм, договориться о времени крещения, поговорить со священником. Сейчас существует правило обязательной катехизации для взрослых и подростков, собрающихся креститься, и крестных отцов или матерей при крещении маленьких детей.
Обязательно спросите о том, как проходит подготовка к крещению, в том храме, где вы собираетесь креститься сами или крестить ребенка. Узнать это можно на сайте прихода, по телефону или за свечным ящиком.

 

 Можно ли причащаться в Рождественский пост?
 Можно и, более того, Рождественским постом желательно причащаться чаще, чем обычно. Так как пост – это время, которое способствует подготовке к причащению. Мы находимся в воздержании, молитве. Поэтому, соблюдая правила поста, мы можем со страхом Божьим приступать ко причастию.
Как готовиться к причащению в Рождественский пост?
 Пост, если он соблюдается, уже сам по себе является подготовкой ко причастию. Нужно читать последование ко святому причащению, читать покаянный канон Спасителю, молебный канон Пресвятой Богородице и канон ангелу-хранителю.
 Какие молитвы читают в Рождественский пост?
Так как не все мы успеваем вне поста читать ежедневные утренние и вечерние правила, лучше всего будет Рождественским постом начать с них и постараться вычитывать их регулярно. Это будет для нас лучшее молитвенное делание, которое желательно после Рождественского поста оставить в нашей обычной жизни.
Кроме этого, в христианской традиции в пост следует чаще читать Евангелие: или подряд, или то, которое читается в этот день в храме (это можно посмотреть в церковном календаре, где указано чтение на каждый день). А тем, кто исполняет и ежедневные правила, и регулярно читает Евангелие, стоит читать Псалтырь.

Можно ли читать акафисты в Рождественский пост?
Дома можно читать любые православные молитвы для мирян (без священнических возгласов). Есть известное выражение «Келия не имеет устава». Другое дело, что акафист – это торжественная, радостная, благодарственная молитва, которая, возможно, не очень уместна, например, в Великую Пятницу — день распятия Христа. Но во время Рождественского поста можно читать акафист, тем более, что в декабре празднуются дни памяти таких известных святых как апостол Андрей Первозванный, Спиридон Тримифунтский или святитель Николай архиепископ Мир Ликийских.
Чем можно поминать в Рождественский пост?
Поминать усопших в любое время года нужно молитвой: подачей записок на проскомидию (часть литургии), панихидами, домашней молитвой за умерших родственников и друзей.
Если же речь идет о поминальной трапезе, то она должна быть постной. Меру воздержания и возможность послабления постовых требований нужно обсудить со своим духовником или священником, мнению которого вы доверяете.
Можно ли зачать ребенка в Рождественский пост?
Существует традиция отказываться на время постов от супружеской близости, поэтому зачинать ребенка в Рождественский пост не стоит. С другой стороны, апостол Павел говорит: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе» (1 Кор. 7:5), так что вопрос о возможности супружеских отношений в Рождественский пост нужно обсудить с супругом. Если же зачатие ребенка все же произошло, не обращайте внимания на суеверные представления с этим связанные – дата зачатия никак не сказывается на ребенке.
Можно ли есть зефир в Рождественский пост?
В Рождественский пост по монастырскому уставу запрещены молоко и яйца. Если эти продукты входят в состав зефира (о чем можно прочитать на упаковке товара), то есть его нельзя. Напомним, что меру воздержания и возможность послабления постовых требований нужно предварительно обсудить со своим духовником или священником, мнению которого вы доверяете.
Можно ли свататься в Рождественский пост?
Не совсем понятно, что имеется в виду под словом «свататься». Если речь идет о предложении руки и сердца или знакомстве с родителями избранника или избранницы, то это не запрещено. Если же речь идет о венчании, то в Православной Церкви во время многодневных постов это таинство не совершается.
Постом можно «расписаться в ЗАГСе», а венчание отложить на потом, но лучше попросить на это благословение у духовника, посоветоваться с ним, как лучше поступить.
Можно ли шить в Рождественский пост? Можно ли вышивать бисером в Рождественский пост?
Безусловно можно. Шитье – это спокойное и умиротворяющие занятие, вполне соответствующие постному настроению. Лучше вышивать и шить, чем тратить время на телевизор или нерабочее время в интернете. Кстати, по церковному преданию сама Пресвятая Богородица занималась шитьем – она шила завесу для храма Соломона. На иконах Благовещения Богоматерь часто изображают с принадлежностями для шитья.
Главное, чтобы занятие вышиванием не подменяло собой молитву в храме. В остальном каких-то запретов на занятие вышивкой в любое время нет.
К любому занятию нужно подходить с внутренним духовным рассуждением.

Где можно собороваться в Рождественский пост?
Соборование в Рождественский пост – явление более редкое, чем соборование в пост Великий.
Тем не менее во многих православных храмах существует традиция соборования во время многодневных постов.
Узнать, как пособороваться в храме, который вы выбрали, можно на сайте прихода, по телефону или за свечным ящиком. Вам расскажут, когда можно пособороваться и как лучше подготовиться к таинству.
Соборование — это таинство, в котором мы испрашиваем у Бога прощения забытых нами грехов. К ним не относятся грехи, которые человек сознательно утаил на исповеди.

Можно ли есть сухари в Рождественский пост?
Есть сухари в Рождественский пост, конечно, можно – это один из самых постных видов пищи, если только они не с молочной начинкой.
Напомним, что меру воздержания и возможность послабления постовых требований нужно предварительно обсудить со своим духовником или священником, мнению которого вы доверяете.
И, главное, нужно помнить, что суть Рождественского поста состоит не только в ограничениях в еде, хотя они тоже важны. Начиная с поста гастрономического, христианин совершенствуется в духовном делании – учится быть ответственным за свою жизнь через сознательное самоограничение. Пост в еде – не самоцель, а лишь средство к возрастанию во Христе, еще один шаг к Господу и исполнению Его заповедей.