О МОЛИТВЕ

 


   Молитва – возношение ума и сердца нашего к Богу. Во время молитвы мы произносим особые слова, обращенные к Богу, Ангелам или святым, осеняя себя крестным зна мением и совершая поясные или земные поклоны. «Еже аще что просите от Отца во имя Мое, то сотворю, да прославится Отец в Сыне» (Ин. 14: 13), – так заповедал о молитве ученикам-апостолам и всем Своим последователям Сам Христос Спаситель.
   Молитвы бывают трех видов: славословие (когда мы прославляем Господа за Его Божественные совершенства), благодарение (когда мы благодарим Господа за Его благодеяния) и прошение (когда мы просим Бога о своих нуждах). Молитвы разделяются на частные, или домашние, и обществен ные, или церковные, совершаемые в храме.
   В домашней обстановке человек молится один или с семьей, читая молитвенное правило по Молитвослову или другим священным книгам. Кроме того, необходимо молиться постоянно, во время различных трудов, произнося краткие молитвы мысленно или шепотом: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго» или «Пресвятая Богородице, спаси нас».
   Молитва в храме имеет то преимущество, что в нем собираются единодушные люди, соединенные верой в Иисуса Христа. Общественной молитве благодатно содействует Сам Иисус Христос, Который сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 20). Молитва «Отче наш» называется молитвой Господней, потому что ее дал Своим ученикам Сам Господь наш Иисус Христос (Мф. 6: 9 – 13; Лк. 11: 2 – 4). Вот краткое толкование этой молитвы:


   Отче наш, Иже еси на Небесех, – Отец наш Небесный! Ты всех нас любишь, как детей. Услышь нашу молитву: да святится имя Твое –пусть повсюду распространяется вера православная, пусть везде, во всех концах мира, у всех народов про славляется имя Твое святое, помогай нам жить так, чтобы неверующие в Тебя, видя нашу добрую жизнь, прославляли Тебя. Сотвори так, чтобы мы со страхом и любовию призывали святое имя Твое, чтобы не призывали его в суе, чтобы не хулилось оно нашей грешной жизнью.Да приидет Царствие Твое: очисти наше сердце от царствующего в нем греха, Сам воцарись в нем Твоей благодатью, Сам будь царем наших мыслей и желаний и всех наших дел. Да приблизится к нам Царство Небесное, куда Ты позовешь всех праведных на Страшном суде Твоем. Да будет воля Твоя, яко на Небеси, и на земли – ведь мы не знаем сами, что нам полезно, что вредно, а потому и просим: да будет во всем, везде и всегда Твоя святая воля. Научи и помоги нам исполнять Твою святую волю в заповедях Твоих здесь, на земле, так, как непогрешимо и свято исполняют ее на Небе святые Твои и Ангелы Твои. Хлеб наш насущный, необходимое пропитание, даждь нам, Отец наш Небесный; подай все, без чего жить мы не можем: пищу, одежду, жилище; подай днесь – на нынешний день, ибо мы не знаем, будем ли живы завтра. Подай и для души нашей Хлеб Небесный – пречистые Тайны Тела и Крови Твоей, и духовную пищу – слово Твое, в Священном Писании заключающееся. И остави, прости нам долги наша, грехи наши, якоже и мы оставляем должником нашим, то есть прощаем должникам – нашим ближним, которые оскорбляют нас. Ты молился на Кресте за врагов Твоих, за распинателей: прими и нашу грешную молитву за наших врагов, которые хотя и враждуют против нас, но на самом деле братья наши, ибо и им Ты Отец, как и нам.
   Есть у нас враги – это наша плоть с ее грешными похотями, это мир с его соблазнами и диавол с его искушениями. Не введи нас во искушение от этих врагов, не попусти нашей грешной плоти одолеть нас пьянством, плотской страстью, не попусти грешному миру соблазнить нас пожеланием почестей или богатства, не попусти диаволу искушать нас гордыней, непослушанием Святой Церкви, нашей Матери, противлением власти, Богом поставленной, но избави нас от лукавого сего искусителя.


   Символом веры называется краткое, но точное изложение словами Священного Писания учения о том, во что должны веровать православные христиане. Вот краткое изъяснение нашего Символа веры.
               Символ веры разделяется на 12 частей:


   1. Верую, то есть хотя и не вижу своими телесными очами, хотя не все постигаю и умом своим, но сердцем приемлю и признаю, что Бог Един есть по существу и троичен в Лицах (как это есть — никто не может постигнуть умом: это – тайна Божия непостижимая); верую, что первое Лицо Святой Троицы есть Бог Отец, что Он вместе с Сыном Своим и Духом Святым сотворил все, все со держит в Своей силе и власти и по тому называется Вседержителем и Творцом Неба и земли, всего того, что я вижу и чего не вижу, например Ангелов и душ человеческих.


   2. Верую во второе Лицо Святой Троицы, Сына Божьего, Единород ного, Который один у Отца, Которому нет равного во всем мире, ни между Ангелами, ни между святыми людьми, ибо Он рожден от Отца прежде всех веков, когда и самого времени еще не было: значит, Сын Божий так же вечен, как и Бог Отец. Он рожден от Отца, как Свет от Света, и есть Истинный Бог от Бога Истинного; рожден, а не сотворен, а потому имеет одно существо, одну природу Божескую со Своим Отцом, и все сотворено через Него.


   3. Верую, что для нас, грешных людей, и для того, чтобы спасти нас от греха, вечного осуждения за грехи и от вечной смерти, вечных мучений, Сын Божий сошел с Небес, принял душу и тело человеческие от Пречистой Девы Марии, при наитии на Нее Святого Духа, и, не переставая быть Богом, стал совершенным, но безгрешным Человеком.


   4. Верую, что Господь наш Иисус Христос отдал Себя на распятие, страдал и умер за грехи наши и погребен в то время, когда Иудейская земля находилась под властью римского императора и ею управлял наместник его Понтий Пилат.


   5. Верую, что в третий день Господь Иисус Христос воскрес из мертвых, и в Его страданиях, смерти и Воскресении исполнились предсказания древних пророков, записанные в священных книгах.


   6. Верую, что в 40-й день по Воскресении Своем Господь Иисус Христос вознесся с телом на Небо и, восседая по правую сторону Бога Отца, имеет ту же власть, ту же силу и честь, что и Бог Отец, и как Везде сущий и Всемогущий Бог пребывает невидимо и на земле, управляя всем видимым и невидимым миром.


   7. Верую, что Господь Иисус Христос опять придет видимым образом на землю, но уже не в прежнем уничижении, а во всей славе Своей, со всеми Ангелами Своими, чтобы судить всех живых и мертвых, которые для этого воскреснут – все, начиная с Адама. Тогда, после самого строгого и праведного Суда, настанет Его вечное, нескончаемое Царство.


   8. Верую в третье Лицо Пресвятой Троицы, в Духа Святого. Он так же Господь и Бог, как Отец и Сын. Животворящим Он называется по тому, что всему дает жизнь и особенно людям жизнь духовную, благодатную. Он предвечно исходит от Отца, как Бог Сын предвечно рождается от Отца. Святому Духу мы должны поклоняться, Его должны мы славословить так же, как Бога Отца и Бога Сына. Он – Дух Истины, все знает и в древности говорил через пророков, открывая им учение веры и тайны будущего.


   9. Верую во Святую Церковь Христову, в то, что она есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, Святыми Таинствами и управляемое от Бога поставленными пастырями, архиереями и священниками. Эту Церковь я благоговейно почитаю, с полным доверием и любовью принимаю ее учение и повинуюсь ее заповедям и уставам, потому что Сам Господь создал ее и повелел слушаться ее. Верую, что Господь есть невидимый Глава Церкви, что она – только одна, потому что один Господь, одно истинное учение, одна истинная вера православная. Верую, что Церковь Христова свята, чиста, непогрешима в учении веры и освящает нас Святыми Таинствами. Верую, что истинная Церковь Христова есть Соборная, или Вселенская, потому что Господь устроил ее для всех народов, для всех времен и для всех мест и принимает она всех, кто ищет спасения: и бедного, и богатого, и простеца, и ученого, и к какому народу кто бы ни принадлежал. Верую, что истинная Церковь есть Апостольская, потому что она свято и неизменно хранит то учение, которое проповедовали миру святые апостолы, а их самих истинной вере научил Сам Христос Спаситель. Верую, что в ней непрерывно сохраняется благодать совершать Таинства и передается через рукоположение епископов от самих святых апостолов до нашего времени.


   10. Исповедую, признаю, что Святое Крещение для очищения грехов не повторяется над теми, кто уже принял его.


   11-12. Чаю, ожидаю, что в последний день мира, в день Страшного суда Христова, все умершие воскреснут с телами, которые будут нетленны, и тогда настанет жизнь вечная, бесконечная: для праведных – в блаженстве вечного Царства Небесного, а для грешных – в муках вечных с отпадшими от Бога духами злобы.


   Аминь. Это – истинно, непреложно.