Крещение и Миропомазание  

Крещение есть таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую.

 

Водное крещение совершалось еще в ветхозаветное время. Оно символизировало не только физическое, но и нравственное очищение человека. Этим крещением пророк Иоанн, Предтеча (предшественник) Христа, крестил приходящих к нему людей в реке Иордан м.: Ин. 1:28). Прообразы крещения видны и в очищающих, ритуальных омовениях м.: Лев., гл. 14, 15), которые в ветхозаветных пророчествах становятся символами очищения от грехов.

Новозаветное таинство Крещения было установлено Иисусом Христом. Спаситель указал на его необходимость для спасения человека: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» к. 16:16). Он заповедовал Своим ученикам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» ф. 28: 19-20).

В крещальной купели человек омывается от всех грехов, совершенных им до крещения: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» еян. 2:38). Этим таинством уверовавший во Христа вводится в Его Церковь и становится ее членом: «Все мы одним Духом крестились в одно тело» (1 Кор. 12:13).

Апостол Павел пишет в своем Послании к Римлянам: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» им. 6: 3-4). То есть крещение, погружение в купель, является духовным подобием смерти и погребения Христа, а восхождение из воды служит приобщением Его воскресению.

В крещении происходит новое, духовное рождение человека. Господь так сказал об этом: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» н. 3: 5-7). Посредством крещения Сам Христос насаждается в нашу внутреннюю сущность, как семя в землю. «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем» (1 Ин. 3:9). По словам св. Симеона Нового Богослова, «Бог Слово входит в крещеного, как в утробу Приснодевы, и пребывает в нем как семя». Как свидетельствует апостол Павел, «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ал. 3:27).

По утверждению св. Иоанна Златоуста, «эта купель… не просто отпускает нам грехи, не просто очищает нас от прегрешений, но делает это так, что мы как бы вновь рождаемся. Подлинно, она вновь создает и устрояет нас, не образовывая нас опять из земли, но созидая из другой стихии, из естества водного …».

При этом принявший крещение человек не становится сразу другим. Отныне в нем будет происходить борьба двух начал – старого, плотского, которое сохраняется, и нового, духовного. «Поскольку в человеке, который христианскую веру и Крещение принял, имеются два рождения – ветхое, или плотское, и новое, или духовное, то от этих двух рождений восстает в нем брань духа и плоти, или, проще сказать, двоякая наклонность, движение, побуждение и поощрение. Эти рождения противоположны и каждое из них содержит свое свойство, и сердце человека наклоняет и побуждает к тому, что каждому свойственно. Об этом святой апостол так говорит: «Плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся» ал. 5:17). П лотское рождение склоняет христианина к плотскому мудрованию, а духовное — к мудрованию духовному. … Такая брань происходит в одном и том же христианине Ибо в возрожденном христианине как два рождения, так и два человека со своими свойствами имеются, то есть ветхий и новый», – писал свт. Тихон Задонский в своей книге «Об истинном христианстве» н. 2, § 300).

Крещеный призывается «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума нашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Еф. 4: 22-24). Дальнейшая жизнь человека должна состоять в развитии семени новой, духовной жизни.

Необходимым условием для совершения таинства Крещения является наличие у человека веры и покаяния. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» к. 16:16). «Покайтесь, и да крестится каждый из вас…» еян. 2:38).

Желающий креститься должен свободно и сознательно верить в Живого Богароицу – Отца, Сына и Святого Духа, и принять Иисуса Христа, воплотившегося Бога Сына, как своего личного Спасителя. Необходимо знать и понимать основные догматы христианского вероучения, которые отражены в православном Символе веры сть в каждом православном молитвослове). Этот священный текст в существующем виде принят на Вселенских Соборах – I Никейском (325 г. по Р.Х.) и II Константинопольском (381 г. по Р.Х.). Все его положения лены) основываются на Священном Писании и Священном Предании. Если нет проблем с памятью, необходимо выучить Символ веры наизусть.

Человеку, желающему принять православие, необходимо отказаться от учений нехристианских и языческих религий, не совместимых с истинным христианством сект и движений, гностических культов, теософских и спиритических обществ, учений оккультистов, астрологов и т.п.

Покаяние как условие Крещения проявляется не только в осознании человеком своей греховности, его желании бороться со своими недостатками, но и в реальном отказе от прежней греховной жизни, «чтобы порядок прежней жизни был пресечен» в. Василий Великий). Если человек раскаивается и желает изменить образ своей жизни, то никакая степень его прежнего нравственного падения не является препятствием к принятию им Крещения.

К занятиям, от которых желающий Крещения должен отказаться, относятся те, которые несовместимы с христианством:

  • работа, связанная с совершением абортов, а также одобрение абортов;
  • проституция, содержание публичных домов;
  • блудное сожительство ез регистрации брака);
  • работа, связанная с развратными или развращающими действиями;  
  • все формы оккультизма: использование амулетов, колдовство, обращение за помощью к гадалкам, «бабкам», целителям, экстрасенсам и астрологам, вера в реинкарнацию (переселение душ), карму и приметы.

В некоторых случаях Крещение понимается как магический обряд, т.е. как приносящее «пользу» само по себе без необходимости внутреннего перерождения человека. Иногда человек крестится потому, что так захотели его родственники, ради хорошего самочувствия, чтобы самому стать «крестным» младенца или исключительно ради вступления в церковный брак. К неверным мотивам относится и желание креститься, чтобы быть «как все », когда крещение понимается лишь как знак принадлежности к русскому или иному другому этносу. Во всех подобных случаях таинство Крещения не может быть совершено. Оно должно быть отложено до тех пор, пока человек не обретет единственно правильное побуждение к крещению: я искренне верю в Господа Иисуса Христа истинного Бога и Спасителя, всецело принимаю Его учение, желаю вступить в основанную Им Церковь и жить по Его заповедям, и поэтому хочу принять святое Крещение.

Необходимо знать, что принятие таинства Крещения также и любого другого церковного таинства) без веры и покаяния, а также по неверным мотивам, не только не принесет никакой пользы, но может обернуться человеку во вред, привести его к худшему состоянию, чем он был до крещения. Как такое может быть? Вот о чём говорит Христос: «Когда нечистый дух выйдет из человека в крещении так и происходит], то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого » ф. 12: 43-45).

О духовном вреде неправильного подхода к крещению писали и святые.

Свт. Кирилл Иерусалимский: «Смотри, не приходи к крещающим вященникам), как Симон, лицемерно, между тем как сердце твое не ищет истины… ибо Дух Святый испытывает душу, и не пометает бисер пред свиньями, если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет крестить ».

Св. Марк Подвижник: «Твердо верующим Дух Святой дается тотчас по Крещении, неверным же и зловерным и по Крещении не дается».

Свт. Иоанн Златоуст: «Кто не исправил своих нравственных недостатков и не приготовил себя к добродетелям, тот пусть не крестится. Ибо эта купель может отпустить прежние грехи; но не мал страх и значительна опасность, как бы нам снова не возвратиться к ним, и лекарство не стало для нас язвою. Ведь чем больше благодать, тем строже будет наказание для тех, кто впоследствии согрешает ».

Св. Григорий Нисский: «Если душа не свергла с себя страстных нечистот, и жизнь после Крещения сходна с жизнью до Крещения, то … для таковых вода останется водою ».

Оглашение церковное обучение основам христианства перед принятием Крещения.

В первые десятилетия существования Церкви, во времена апостольские, таинство Крещения совершалось непосредственно после исповедания веры в Господа Иисуса Христа уверовавшими в Него и заявления желания креститься м.: Деян. 2:41; 8: 37-38), без продолжительного приготовления. Но во II и III веках, ввиду многих не искренно принимавших христианство и отпадавших от него во время гонений, Церковь установила определенный порядок испытания и приготовления уверовавших людей к вступлению в общество христиан. Такое предварительное испытание в искренности намерения вступить в Церковь и приготовление к Крещению получило название оглашения. Оно продолжалось от 40 дней до 3-х лет, а иногда сокращалось до нескольких дней, вследствие чрезвычайных обстоятельств, например, во время гонений, когда человек твердым исповеданием веры уже доказывал свою готовность вступить в христианское общество.

В текстах Нового Завета встречается следующая схема: проповедь Евангелия, его принятие и Крещение. Эта неразрывная связь между научением и Крещением основана на словах Спасителя: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет » к. 16:16). В Евангелии от Матфея эта схема дополняется повелением учить и после Крещения: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам » ф. 28: 19-20). В своем толковании на это место Евангелия святитель Афанасий Великий отмечает, что «Спаситель заповедал не только крестить, он повелел вначале «учить», затем «крестить», чтобы научение породило истинную веру и уже с верой мы могли бы принять Таинство ».

Корпус канонов Православной Церкви имеет немало упоминаний о порядке подготовки к Крещению. «Готовящимся ко крещению надлежит обучаться вере » (78 канон VI Вселенского Собора и 46 канон Лаодикийского Собора). 45-й канон Лаодикийского Собора запрещает принимать в списки готовящихся к Крещению имена тех, кто не изъявил решительного желания принять Крещение и не участвовал в огласительных беседах в течение месяца древности Крещение совершалось в Великую Субботу, перед Пасхой). Оглашение перед Крещением дает человеку время на осознание важности предпринимаемого им шага и испытание твердости намерений (2-й канон I Вселенского Собора).

Оглашение предполагает проведение нескольких бесед желающих принять Крещение со священником ли катехизатором, церковным работником). Содержанием этих бесед является изучение Символа веры, избранных мест Священного Писания, основ христианской нравственности, в том числе представления о грехах и добродетелях, введение в литургическую жизнь Церкви.

Оглашение должны проходить все взрослые и дети старше 7 лет, желающие принять Таинство Крещения (п. II.1 документа «О религиознобразовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви », утвержден постановлением Архиерейского Собора РПЦ 2013 г.). Участников подготовительных бесед перед Крещением принято называть «оглашаемыми», «оглашенными».

Желающие принять Крещение обычно проходят оглашение в том храме, в котором они собираются креститься.

О крещении детей

Согласно Пространному христианскому катехизису (п. 289), «младенцев крестят по вере родителей и восприемников рестных], которые при этом обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст ». Таким образом, родители и крестные ребенка сами должны быть верующими христианами. Если же они признают себя православными, но в действительности являются номинальными членами Церкви евоцерковленными, «непрактикующими» христианами), то перед крещением ребенка необходимо, чтобы сами они прошли оглашение, обрели правильную веру, встали на путь покаяния, приступали к церковным таинствам споведи и причащению).

Разрешается крещение ребенка, у которого один из родителей не крещен или неверующий. При этом долгом материристианки ли отцаристианина) является проявить настойчивость и твердость в том, чтобы воспитать своего сына или свою дочь православным христианином.

Крещение детей неверующих родителей, исповедующих другие религии недопустимо.

Восприемники младенцев

В крещении младенцев принимают участие принадлежащие к Церкви и не состоящие под епитимией ерковной духовносправительной мерой) восприемники («крестные родители»).

Основные критерии способности православного христианина стать восприемником:

  • желание и способность к воспитанию ребенка в православной вере и благочестии;
  • воцерковленность (опыт церковной жизни);
  • возраст: в Русской церкви разрешается становиться крестными родителями с 15 лет для восприемника и с 13 лет для восприемницы (согласно Указу Св. Синода от 27 августа 1837 г.)

Не могут быть восприемниками ( «крестными родителями »):

  • неверующие, некрещеные и инославные христиане ристиане другого исповедания: члены Римоатолической Церкви, Армянской Апостольской Церкви, лютеране и т.д.);
  • совершенно несведущие в православной вере, не имеющие опыта церковной жизни и не желающие прилагать усилия к воцерковлению;
  • лица, проживающие в удалении от семьи крещаемого младенца и не имеющие возможности активно содействовать семье в воспитании ребенка;
  • родители крещаемого младенца;
  • монашествующие; 
  • потерявшие рассудок;

Восприемник должен лично участвовать в совершении крещения младенца или отрока и воспринимать его из купели.

Обычай иметь двух крестных является русской традицией, восходящей к XIV веку. Из постановлений Святейшего Синода XIX в. следует, что действительным восприемником при Крещении является только один из них зависимости от пола крещаемого: мужчина для крещаемых мужского пола, и женщина для женского пола).

По установившейся в Русской Православной Церкви традиции не принято, чтобы восприемники были супругами.

Родители и восприемники призваны учить ребенка основам христианской веры и нравственности.

Для взрослого человека, желающего принять Крещение, наличие крестного родителя не обязательно. В то же время, по древней традиции, у взрослого оглашенного может быть опытный в христианской жизни восприемник, который принимает участие в его религиозном обучении и выступает как поручитель серьезности его намерений.

Личная подготовка к таинству Крещения

Желающему покреститься необходимо, прежде всего, читать Священное Писание слово Самого Бога, обращенное к людям крайнем случае прочитать самое краткое из евангелий Евангелие от Марка, желательно с толкованием, комментариями). Хорошо и полезно при этом читать и другую религиозную литературу, посвященную основам православной веры, например, «Христианский катехизис » св. Филарета Московского, «Закон Божий ».

Во время подготовки к Крещению надо усердно молиться опреки распространенному мнению, делать это можно и должно). Полезно и необходимо посещать богослужения в храме. Надо помнить, что если человек собрался креститься, то он уже отчасти свой для Церкви. Она молится за него как за оглашенного. Поэтому не надо пренебрегать ее материнской заботой. Некрещеный может молиться за всем вечерним богослужением и утром, на Литургии, до слов, возглашаемых дьяконом или священником: «Елицы оглашеннии изыдите, оглашеннии изыдите. Да никто из оглашенных… » При этих словах принято выйти из храма. Чтобы не толкаться, лучше стать сзади, но так, чтобы было слышно, что поется и читается в храме.

В этот период необходимо начать менять свою жизнь. Осознать свои заблуждения и ошибки, отказаться от занятий, несовместимых с христианством м. выше), и начать выполнять заповеди Евангелия.

В древней Церкви перед принятием Крещения оглашенный постился 40 дней. Сейчас это не обязательно, но попоститься хотя бы три дня перед таинством очень хорошо. Ведь пост помогает победить дьявола, усиливает молитву и дает возможность контролировать свое сердце.

Крещение совершается обычно в любой день, кроме будних дней Великого поста. В первые века христианства особыми днями крещения взрослых были Великая суббота, Рождественский и Крещенский сочельники, Лазарева суббота и Пятидесятница.

Нужно купить себе или сшить самому крестильную рубашку. Она должна быть длинная, ниже колена, белого цвета ак символ чистоты души новокрещеного, облеченного во Христа), с вышитым на груди или спине Крестом.

Также необходимо иметь нательный крестик, освященный в храме, надетый на веревочку так, чтобы он легко надевался через голову. Он является напоминанием нам о словах Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною » к. 8:34).

Еще нужно приготовить большое полотенце и тапочки, чтобы не ходить мокрым и босым после купели.

В ночь перед крещением обязательно надо воздержаться от супружеских отношений. С полуночи ничего не пить и не есть, а курильщикам не курить, чтобы сразу после Крещения причаститься святых Тела и Крови Христа.

Женщины во время очищения и в течение сорока дней после родов не крестятся, кроме случаев угрозы для их жизни.

Согласно апостольским правилам (50 правило св. апостолов), Крещение должно совершаться через троекратное полное погружение в воду. Покойный Патриарх Алексий II неоднократно требовал от священников исполнения этого правила. Так что взрослым креститься нужно в том храме, где есть купель для взрослых. Постарайся узнать об этом заранее. В деревнях летом крестят в открытых водоемах. Это также апостольская практика. Но если ситуация такова, что полное погружение невозможно апример, в армии, в тюрьме, в больнице, в пустыне, при резкой нехватке воды), тогда допустимо вполне действительно) и обливательное крещение.

Многие священники перед таинством Крещения сначала исповедуют человека. Если в твоем храме есть этот замечательный обычай, то не стесняйся его и искренно раскайся во всех грехах своих. Если же этого обычая пока еще здесь нет, то, не смущаясь, когда будешь отрекаться от сатаны и всех дел его, откажись и от своих беззаконий.

Порядок совершения таинства Крещения

1) Наречение имени. Священник прочитает молитву, нарекающую тебе христианское имя.

2) Чтение заклинательных молитв. Священник читает особые молитвы, обращенные против дьявола, пленниками которого являются все некрещеные. Будь внимателен в это время и не удивляйся, если вдруг тебе станет плохо. Это попытки врага удержать тебя в своих когтях. После крещения все такие искушения проходят. Сила Бога несравненно могущественнее. Так что ничего не бойся!

3) Отречение от сатаны. Священник спросит тебя, желаешь ли ты отречься от сатаны, от всех его дел, всех его ангелов есов), всего служения его агии, иных религий, астрологии и т.п.) и всей гордыни его ассовых зрелищ, лишающих человека разума, чем дьявол особенно гордится). И ты ответишь: «отрицаюся» («отрекаюсь»), а затем дунешь и плюнешь на запад, в область тьмы.

4) Сочетание с Христом. После этого священник спросит, готов ли ты сочетаться со Христом ступить с Ним в вечный союз), и после твоего согласия спросит, веришь ли ты в Него. Мы ответим: «верую Ему, яко Царю и Богу», и принесем Ему присягу прочитаем Символ веры.

5) Освящение воды. Священник освятит воду, предварительно покадив ее ладаном. Так она вернется в то самое состояние, в каком была в первый день творения, когда была тьма над бездной и Дух Божий носился над водами м.: Быт. 1:2).

6) Помазание елеем. После освящения воды священник помажет воду и тебя благословленным маслом. Это елей радости, помазание которым даст силу выскользнуть из лап врага, подобно тому как древние борцы намазывались маслом, чтоб выскользнуть из рук противника.

7) Крещение в купели. Наступает самый важный момент. Ты войдешь в воды Крещения. Не смущайся и не стесняйся своей наготы. Ты ведь не стесняешься врача. Так и священник врач души. Спускаясь в воду, не забудь помолиться Богу, чтобы Он Сам очистил тебя и научил, как жить пористиански. Трижды тебя погрузит рука священника через нее Сам Христос) в воду со словами: «Крещается раб Божий мя) во имя Отца. Аминь [первое погружение]. И Сына. Аминь торое погружение]. И Святаго Духа. Аминь ретье погружение]».

8)Выход из купели. Когда ты выйдешь из воды, на тебя наденут крест. И вручат горящую свечу, напоминая слова Христа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ф. 5:16).

9) Миропомазание. Помолившись, священник преподаст тебе новое таинство, тесно связанное с Крещением Миропомазание. В жизни физической человеку недостаточно одного акта рождения, необходима еще и жизненная энергия, дающая движение и рост организму. Так же и в духовной жизни: сразу после Крещения преподается таинство Миропомазания, сообщающее новому христианину духовную силу.

История установления этого таинства такова. Апостолы, получив дары Святого Духа в день Пятидесятницы, передавали эти дары другим людям после крещения через возложение рук м.: Деян. 8: 14-17; 19: 2-6). Затем, в конце I века, когда апостолы сами уже не успевали возлагать руки на новообращенных христиан, они постановили совершать это таинство по примеру ветхозаветной церкви через помазание миром особо приготовленным составом из масла и благовонных веществ. Миро освящали непременно сами апостолы и их преемники епископы. И теперь освящать его могут только епископы Русской церкви миро освящает патриарх). Затем оно раздается священникам.

Итак, части твоего тела будут помазаны миром, и при этом в тебя войдет дар Святого Духа. Крестообразно помазываются: чело об) – в знак освящения мыслей; очи лаза) – для освящения зрения, чтобы видеть свет истины; уши чтобы слышать Слово Божие; уста для освящения речи; руки для освящения сил и чтобы творить дела, угодные Богу; ноги чтобы ходить по пути добра, правды и истины; грудь для освящения сердца, чтобы оно стало храмом Божиим.

10) Обход вокруг купели. Как знак того, что ты вступил в вечный союз с Христом, вместе со священником ты трижды обойдешь вокруг купели при пении слов апостола Павла: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись ал. 3:27). Аллилуйя валите Сущего]».

11) Чтение отрывков из Нового Завета им. 6: 3-11; Мф. 28: 16-20), говорящих о значении Крещения. Постарайся с ними заранее ознакомиться, чтобы слова эти легли тебе на сердце.

12) Смывание печати Миропомазания и пострижение волос. С тебя смоют печать Миропомазания, а также постригут крестообразно волосы на голове, в знак принадлежности Христу Богу, послушания и верности Ему. Этот чин положено совершать на восьмой день после крещения, и раньше в течение всего этого времени человек ходил в белых ризах и ежедневно причащался. Но в наши дни исполнение этого затруднительно, и обычно совершается все в один день.

13) Чин воцерковления. Тебя введут в храм, поставят перед иконостасом, а если ты мужчина то введут и в алтарь. Так будет показано всем, что вы отныне новые члены Церкви, царственные священники м.: 1 Пет. 2:9), владычествующие над своим сердцем и в нем приносящие в жертву Богу всю свою жизнь.

14) Причащение. Наконец, вершиной всего станет твое причащение. Под видом хлеба и вина в тебя войдет Сам умерший и воскресший Господь Иисус. Подходи к Чаше с верой, страхом Божиим и любовью, вспоминая смерть, Воскресение и Второе Пришествие Христово. Руки пусть будут сложены у тебя на груди крестом знаком нашего спасения; при этом правая поверх левой, как напоминание о том, что злые дела должны быть побеждены в нас добрыми. Перед Чашей назови свое крещальное имя, потому что Бог вступает с нами в личное общение. После Причастия выпей запивку, чтобы ничего не выпало изо рта. И, поцеловав Крест, даваемый священником, с радостью Святого Духа возвращайся домой, где раздели ее со своими ближними.

Правильно совершенное крещение предполагает оставить в принявшем его неизгладимую печать, и потому оно никогда не может быть повторено, даже в том случае, если крещеный отрекся от христианства, а потом раскаялся и снова пожелал возвратиться в Церковь. Крещение есть духовное рождение, которое не повторяемо, и оно совершается во образ крестной смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа м.: Рим. 6: 3-11), последовавших лишь однажды.

 

Особые случаи крещения

Крещение может быть совершено над лишившимся рассудка человеком или пребывающим в бессознательном состоянии апример, в коме) в том случае, если такой человек ранее твердо выражал намерение в ближайшем времени принять Крещение и веровать в Бога так, как в Него верует Православная Церковь. При крещении таких людей за них поручаются их восприемники, принимая на себя за это ответственность и произнося за них обеты и Символ веры: «Болящие, которые за себя отвещати не могут, да будут крещаемы тогда, когда, по их изволению, изрекут свидетельство о них другие, под собственною ответственностию » (54-е правило Карфагенского Собора и 4-й канонический ответ св. Тимофея Александрийского).

Крещение в экстренной ситуации

Крестить другого человека в ситуации, граничащей со смертью, может любой  крещенный православный человек.

Если взрослый человек или ребенок находится в смертельной опасности; когда рождается ребенок и есть угроза его жизни - его нужно немедленно крестить.

В условиях, когда это возможно, человека должны крестить, погружая в воду с головой. Обливанием крестят, когда человека по каким либо причинам не могут погружать в воду.

Делается это так:

человек обливается (нужно лить на голову) три раза водой с произнесением слов: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь [обливание]. И Сына. Аминь [обливание]. И Святаго Духа. Аминь [обливание]».

 

При крещении, происходящем в экстремальных обстоятельствах необходимо доподлинно знать, желает ли креститься умирающий, то есть выражена ли его собственная воля и вера перед принятием Таинства и, чтобы тот, кто крестит, был Православным Христианином, понимающим важность Божественного крещения; чтобы он точно произнес форму крещения при троекратном погружении или обливании водой.

В требнике об этом сказано: «Аще тамо будет священник, он да крестит, а не диакон; аще же диакон, он, а не иподиакон; аще же кой-либо буди от клирик, он, а не простец; аще муж, он, а не жена. Разве точию студа ради, достоит жене паче, неже мужу, крестити младенца, или аще жена лучше умети будет изрещи форму крещения и водою облияти».

То есть совершать крещение в отсутствии священника может любой из присутствующих Православных Христиан: диакон, иподиакон, церковный чтец (клирик), простой мирянин-мужчина. В самом крайнем случае крестить дозволено и женщине (акушерке, врачу, матери новорожденного).

Душевнобольных также можно крестить в случае смертельной опасности.

По необходимости крестить можно и кипяченой водой, и жидкостью из лужи, и песком, если вы находитесь в пустыне.

В случае невозможности обливания можно окропить водой.

Воду после крещения нужно вылить в реку или в такое место, которое не попирается ногами.

Если находящийся при смерти и крещенный мирянином еще жив нужно отвести (отнести) его в храм, объяснив там ситуацию. Священник дополнит крещение миропомазанием и некоторыми другими молитвами.

Крещение умершего человека категорически недопустимо (26 правило Карфагенского Собора).